Воскресенье, 28 Декабря 2025, 05:18
Приветствую Вас Неуч | RSS
Категории каталога
СОЧИНЕНИЯ [13]
Лучшие сочинения...
АНАЛИЗЫ [3]
Хм...
СОКРАЩЕНИЯ [111]
Если вам нужно краткое содержание какого либо произведения, то сюда...
Рефераты [15]
Рефераты, да и только...

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 58

Главная » Статьи » Литература » СОКРАЩЕНИЯ

"Борис Годунов" А. С. Пушкин / трагедия (1824 - 1825, опубл. 1831)

Борис Годунов
Трагедия (1824 - 1825, опубл. 1831)

20 февраля 1598 г. Уже месяц, как Борис Годунов затворился вместе со своей сестрой в монастыре, покинув "все мирское" и отказываясь принять московский престол. Народ объясняет отказ Годунова вен­чаться на царство в нужном для Бориса духе: "Его страшит сияние престола". Игру Годунова прекрасно понимает "лукавый царедворец" боярин Шуйский, прозорливо угадывая дальнейшее развитие собы­тий: "Народ еще повоет да поплачет,/Борис еще поморщится немно­го, <...> И наконец по милости своей/Принять венец смиренно согласится...", иначе "понапрасну Лилася кровь царевича-младенца", в смерти которого Шуйский напрямую обвиняет Бориса.

События развиваются так, как предсказывал Шуйский. Народ, "что волны, рядом ряд", падает на колени и с "воем" и "плачем" умоляет Бориса стать царем. Борис колеблется, затем, прерывая свое монастырское затворничество, принимает "власть Великую (как он говорит в своей тронной речи) со страхом и смиреньем".

Прошло четыре года. Ночь. В келье Чудова монастыря отец Пимен готовится завершить летопись "последним сказанием". Про­буждается молодой инок Григорий, спавший тут же, в келье Пимена. Он сетует на монашескую жизнь, которую ему приходится вести с отроческих лет, и завидует веселой "младости" Пимена: "Ты рать Литвы при Шуйском отражал,/Ты видел двор и роскошь Иоанна! Счастлив!" Увещевая молодого монаха ("Я долго жил и многим насладился;/Но с той поры лишь ведаю блаженство,/Как в монастырь Господь меня привел"), Пимен приводит в пример царей Иоанна и феодора, искавших успокоение "в подобии монашеских трудов". Гри­горий расспрашивает Пимена о смерти Димитрия-царевича, ровесни­ка молодого инока, - в то время Пимен был на послушании в Угличе, где Бог его и привел видеть "злое дело", "кровавый грех". Как "страшное, невиданное горе" воспринимает старик избрание цареу­бийцы на престол. "Сей повестью печальной" он собирается завер­шить свою летопись и передать дальнейшее ее ведение Григорию.

Григорий бежит из монастыря, объявив, что будет "царем на Москве". Об этом докладывает игумен Чудова монастыря патриарху.

Патриарх отдает приказ поймать беглеца и сослать его в Соловецкий монастырь на вечное поселение.

Царские палаты. Входит царь после "любимой беседы" с колду­ном. Он угрюм. Шестой год он царствует "спокойно", но обладание московским престолом не сделало его счастливым. А ведь помыслы и деяния Годунова были высоки: "Я думал свой народ в довольствии, во славе успокоить <...>, Я отворил им житницы, я злато/Рассыпал им <...> Я выстроил им новые жилища...". Тем сильнее постигшее его разочарование: "Ни власть, ни жизнь меня не веселят <...>, Мне счастья нет". И все же источник тяжелого душевного кризиса царя кроется не только в осознании им бесплодности всех его трудов, но и в муках нечистой совести ("Да, жалок тот, в ком совесть нечиста").

Корчма на литовской границе. Григорий Отрепьев, одетый в мир­ское платье, сидит за столом с бродягами-чернецами Мисаилом и Варламом. Он выведывает у хозяйки дорогу на Литву. Входят приста­вы. Они ищут Отрепьева, в руках у них царский указ с его примета­ми. Григорий вызывается прочесть указ и, читая его, подменяет свои приметы приметами Мисаила. Когда обман раскрывается, он ловко ускользает из рук растерявшейся стражи.

Дом Василия Шуйского. Среди гостей Шуйского Афанасий Пуш­кин. У него новость из Кракова от племянника Гаврилы Пушкина, которой он после ухода гостей делится с хозяином: при дворе поль­ского короля появился Димитрий, "державный отрок, По манию Бо­риса убиенный...". Димитрий "умен, приветлив, ловок, по нраву всем", король его приблизил к себе и, "говорят, помогу обещал". Для Шуйского эта новость "весть важная! и если до народа Она дойдет, то быть грозе великой".

Царские палаты. Борис узнает от Шуйского о самозванце, появив­шемся в Кракове, и "что король и паны за него". Услышав, что само­званец выдает себя за царевича Димитрия, Годунов начинает в волнении расспрашивать Шуйского, исследовавшего это дело в Угличе тринадцать лет назад. Успокаивая Бориса, Шуйский подтверждает, что видел убитого царевича, но между прочим упоминает и о нетлен­ности его тела - три дня труп Димитрия Шуйский "в соборе посе­щал <...>, Но детский лик царевича был ясен,/И свеж, и тих, как будто усыпленный".

Краков. В доме Вишневецкого Григорий (теперь он - Самозванец) обольщает своих будущих сторонников, обещая каждому из них то, что тот ждет от Самозванца: иезуиту Черниковскому дает обеща­ние подчинить Русь Ватикану, беглым казакам сулит вольность, опаль­ным слугам Бориса - возмездие.

В замке воеводы Мнишка в Самборе, где Самозванец останавлива­ется на три дня, он попадает "в сети" его прелестной дочери Мари­ны. Влюбившись, он признается ей в самозванстве, так как не желает "делиться с мертвецом любовницей". Но Марина не нуждается в любви беглого монаха, все ее помыслы направлены к московскому трону. Оценив "дерзостный обман" Самозванца, она оскорбляет его до тех пор, пока в нем не просыпается чувство собственного достоин­ства и он не дает ей гордую отповедь, называя себя Димитрием.

16 октября 1604 г. Самозванец с полками приближается к литов­ской границе. Его терзает мысль, что он врагов "позвал на Русь", но тут же находит себе оправдание: "Но пусть мой грех падет не на меня - А на тебя, Борис-цареубийца!"

На заседании царской думы речь идет о том, что Самозванец уже осадил Чернигов. Царь отдает Щелкалову приказ разослать "во все концы указы к воеводам", чтобы "людей <...> на службу высылали". Но самое опасное - слух о Самозванце вызвал "тревогу и сомненье", "на площадях мятежный бродит шепот". Шуйский вызывается само­лично успокоить народ, раскрыв "злой обман бродяга".

21 декабря 1604 г. войско Самозванца одерживает победу над русским войском под Новгород-Северским.

Площадь перед собором в Москве. В соборе только что закончи­лась обедня, где была провозглашена анафема Григорию, а теперь поют "вечную память" царевичу Димитрию. На площади толпится народ, у собора сидит юродивый Николка. Мальчишки его дразнят и отбирают копеечку. Из собора выходит царь. К нему обращается Ни­колка со словами: "Николку маленькие дети обижают <...> Вели их зарезать, как зарезал ты маленького царевича". А потом, в ответ на просьбу царя молиться за него, бросает ему вслед: "Нет, нет! нельзя молиться за царя Ирода - Богородица не велит".

У Севска войско Лжедимитрия "начисто" разбито, но катастрофи­ческий разгром отнюдь не ввергает Самозванца в отчаянье. "Хранит его, конечно, провиденье", - подытоживает соратник Самозванца Гаврила Пушкин.

Но эта победа русских войск "тщетная". "Он вновь собрал рассе­янное войско, - говорит Борис Басманову, - И нам со стен Путивля угрожает". Недовольный боярами, Борис хочет воеводой поставить неродовитого, но умного и талантливого Басманова. Но через не­сколько минут после разговора с Басмановым царь "занемог", "На троне он сидел и вдруг упал -/Кровь хлынула из уст и из ушей".

Умирающий Борис просит его оставить наедине с царевичем. Го­рячо любя сына и благословляя его на царствование, Борис стремится всю полноту ответственности за содеянное взять на себя: "Ты царст­вовать теперь по праву станешь. Я, я за все один отвечу Богу..."

После напутствия царя сыну входят патриарх, бояре, царица с ца­ревной. Годунов берет крестную клятву с Басманова и бояр служить феодору "усердием и правдой", после чего над умирающим соверша­ется обряд пострижения.

Ставка. Басманов, высоко вознесенный Феодором (он "начальству­ет над войском"), беседует с Гаврилой Пушкиным. Тот предлагает Басманову от имени Димитрия "дружбу" и "первый сан по нем в Московском царстве", если воевода подаст "пример благоразумный Димитрия царем провозгласить". Мысль о возможном предательстве ужасает Басманова, и тем не менее он начинает колебаться после слов Пушкина: "Но знаешь ли, чем мы сильны, Басманов? Не вой­ском, нет, не польскою помогай, А мнением; да! мнением народ­ным".

Москва. Пушкин на Лобном месте обращается к "московским гражданам" от царевича Димитрия, которому "Россия покорилась", и "Басманов сам с раскаяньем усердным Свои полки привел ему к при­сяге". Он призывает народ целовать крест "законному владыке", бить "челом отцу и государю". После него на амвон поднимается мужик, бросая в толпу клич: "Народ, народ! в Кремль! в царские палаты!/ Ступай! вязать Борисова щенка!" Народ, поддерживая клич, "несется толпою" со словами: "Вязать! Топить! Да здравствует Димитрий!/Да гибнет род Бориса Годунова!"

Кремль. Дом Бориса взят под стражу. У окна дети Бориса - Федор и Ксения. Из толпы слышатся реплики, в которых сквозит жа­лость к детям царя: "бедные дети, что пташки в клетке", "отец был злодей, а детки невинны". Тем сильнее нравственное потрясение людей, когда после шума, драки, женского визга в доме на крыльце появляется боярин Мосальский с сообщением: "Народ! Мария Году­нова и сын ее Феодор отравили себя ядом. Мы видели их мертвые трупы. (Народ в ужасе молчит.) Что ж вы молчите? кричите: да здравствует царь Димитрий Иванович! Н а р о д  безмолвствует".

Категория: СОКРАЩЕНИЯ | Добавил: pvsha (12 Января 2008) | Автор: pvsha
Просмотров: 603 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа

Меню сайта

Поиск

PVSHA © 2007 - 2025