На съезде Российского союза ректоров, который прошел 20 марта,
президент Дмитрий Медведев рассказал о том, как в условиях кризиса
государство намерено помогать студентам и в чем вообще сегодня должна
заключаться логика нацпроекта в сфере образования.Свои предложения по
помощи студентам глава государства сформулировал совсем недавно, всего
полтора месяца назад, да еще в необычной форме: не на встрече с
министрами, не указами и распоряжениями, а записью в собственном
видеоблоге. Выступая на съезде ректоров, Дмитрий Медведев заявил, что
часть инициатив уже осуществляется."Одна из этих инициатив была связана
с возможностью для студентов, обучающихся за плату, и хорошо успевающих
студентов переходить на бюджетные места", - напомнил президент. По его
поручению, минобрнауки вынес соответствующие рекомендации высшим
учебным заведениям, а эксперты просчитали, что в текущем году на
бюджетные места могут быть переведены 25 тысяч студентов. "Конечно, при
конструктивной позиции, которая будет проявлена руководством вузов", -
оговорился Медведев.От них же во многом зависит и реализация другой
президентской инициативы, заключающейся в том, чтобы вузы зафикисровали
плату за обучение. Глава государства сообщил, что многие откликнулись
на предложение - 300 вузов зафиксировали плату в рублях на весь период
обучения для тех, кто сегодня уже учится в университетах. "Надеюсь,
что, несмотря на такое чувствительное, заведомое уменьшение доходов,
эту позицию разделят и другие высшие учебные заведения", - заявил
Медведев.В скором времени глава государства также ждет документы,
которые призваны облегчить выдачу льготных образовательных кредитов.
Процент по ним должен быть минимальным, а государство намерено
субсидировать часть процентной ставки в размере трех четвертей ставки
рефинансирования ЦБ. К тому же государство готово взять на себя
возмещение банку невозвращенных сумм в размере до 20 процентов выданных
кредитов. "Таким образом, поручителем по таким кредитным сделкам
выступит само государство, - объявил Медведев. - Но условием его
получения, естественно, должна быть хорошая успеваемость".Кризис стал
временем испытаний не только для тех, кто еще продолжает получать
высшее образование. Как только негативные экономические тенденции
потянули экономику вниз, а безработицу в рост, в правительстве поняли,
что летом, когда все российские вузы выдадут очередные дипломы, армия
безработных может значительно пополниться.Государство сработало на
опережение, предложив уже сегодня несколько вариантов, чтобы смягчить
последствия. В частности, напомнил Медведев, многим выпускникам
предложат продолжить обучение. При этом в магистратуре число бюджетных
мест могут увеличить до 34 тысяч, а в аспирантуре - до 29 тысяч.Еще
около 30 тысяч рабочих мест хотят создать при университетах. "В Госдуму
внесен законопроект, который предусматривает возможность для
образовательных и научных организаций создавать малые предприятия, -
сообщил Медведев. - Фактически появятся новые возможности для того,
чтобы заниматься коммерциализацией интеллектуального потенциала Высшей
школы".- Несмотря на финансовые проблемы, средства на 2009 год на эти
цели в бюджете предусмотрены и финансовый кризис не должен вести к
сворачиванию такого рода программ, как и вообще программ, которые
показали свою эффективность за последнее время, - заявил президент. -
Мы действовали в рамках этого национального проекта, развивали его не
ради того, чтобы из-за временных финансовых трудностей все это погубить
и оказаться опять в ситуации середины 90-х годов. Это недопустимо.Да и
кризисом, повторил свою мысль Медведев, надо пользоваться, а не
прятаться за него. "Помните известную булгаковскую фразу о разрухе,
которая, как известно, обычно не в клозетах, а в головах? - обратился
он к ректорам. - Вот и мы не должны сегодня просто говорить о кризисе
для оправдания собственной неспособности решить какие-то элементарные
проблемы".А эти проблемы лучше известны тем, кто каждый день живет
своим делом. И глава государства вполне логично предложил ректорам
самим оценить то, что в последние годы было сделано государством в
сфере образования. "Не значит, что мы не совершаем ошибок, поэтому мы
должны оценить, что было сделано, в том числе и в законодательном
поле", - считает Медведев.